Take Five: А можно ли так?

Сергей Юнгер
звуки и знаки
Опубликовано: 07.02.2020 15:25 1 1317
Take Five: А можно ли так?

Джазовая пьеса Take Five, записанная в 1959-м для альбома Time Out квартетом Дэйва Брубека (Дэйв Брубек – рояль, Пол Дезмонд – альт саксофон, Юджин Райт – контрабас, Джо Морелло – ударные) – первый в истории музыки джазовый сингл, разошедшийся тиражом более миллиона экземпляров.

По легенде, мелодию на спор сочинил саксофонист Пол Дезмонд (позднее права на ее исполнение он передал американскому «Красному Кресту», а это, на минуточку, 100 000 гринбеков ежегодно), применив нечетный размер 5/4. Название «Take Five» – фразеологизм, означающий «сделать небольшой перерыв», а также обыгрывает необычный музыкальный размер композиции.

 

DAVE BRUBECK QUARTET –

Take Five (Original Video)

 

 

Президент Columbia Records напрасно волновался по поводу коммерческого успеха Time Out – альбом молниеносно покорил вершины джазовых чартов, затем возник в хит-параде поп-музыки (sic!), добравшись до пятого места. Превратившись в визитную карточку брубековского квартета, Take Five до сих пор вызывает неослабевающий интерес у исполнителей, практикующих в самых разных музыкальных стилях.

 

RODRIGO Y GABRIELA –

Take Five (Live in Dublin)

 

 

В 1961-м Дэйв Брубек и его жена Иола сочинили текст к уже сверхпопулярной Take Five, открыв ворота для жаждущих и страждущих вокалистов. Среди них – Эл Джерро джазовый музыкант и певец, семикратный лауреат «Грэмми», один из редчайших исполнителей, удостоившийся наград в трех различных категориях: джаз, поп-музыка и ритм-энд-блюз.

 

AL JARREAU –

Take Five

 

 

Для любителей устроить dance party – афролатинский вариант Take Five в зажигательной версии невероятного пуэрториканского барабанщика и перкуссиониста Тито Пуэнте и его оркестра.

 

TITO PUENTE –

Take Five

 

 

Многочисленные критики утверждали, что размер 5/4 крайне неудобен для импровизации и потому мелодия вряд ли станет популярной. Однако время расставило все по своим местам, доказав, что один из популярнейших джазовых стандартов вполне органично вписывается в музыкальный контекст Востока. Вот результат сотрудничества выдающегося американского трубача (и худрука Джазового Линкольн-центра) Уинтона Марсалиса с пакистанскими музыкантами из Sachal Studios Orchestra.

 

SACHAL STUDIOS ORCHESTRA & WYNTON MARSALIS

Take Five

 

 

На ход ноги – психоделическая анимация Ивана Максимова (помните «Студию Пилот»?), вдохновленная, ясное дело, все той же Take Five.

 

ИВАН МАКСИМОВ

«5/4»

 

Сергей Юнгер
звуки и знаки
Опубликовано: 07.02.2020 15:25 1 1317
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter
загрузка комментариев