«Ужасы» ГМО
Один из способов сделать нас счастливыми очень прост. Для этого нужно сначала сильно напугать, потом «избавить» от этого страха, а потом получить (автоматом, потому что мы так устроены) на выходе чувства благодарности и доверия.
А теперь — внимание! Чувство благодарности почти всегда вызывает желание отблагодарить. То есть что-то отдать, чем-то поделиться. Чем же? Понятно чем — денежным эквивалентом своей благодарности.
Человек, «избавленный» от страха, гораздо более платежеспособен. Мало того — у него даже просить ничего не надо, нужно просто его чувство благодарности облечь в понятную для него материальную форму.
Итак, чтобы достичь «более лучшей» раскрываемости кошелька потребителя, нужно просто «избавить» его от страха и показать правильное направление за соответствующую сумму. Но чтобы «избавить», нужно сначала напугать.
Этот принцип и используется иногда в современном маркетинге. «Ужасы ГМО» — именно такой случай. Разберемся, из-за чего вообще сыр-бор.
Страшное-страшное ГМО
Аббревиатура ГМО расшифровывается как «гено-модифицированный организм». Этот термин стал негативен только в результате его безграмотного использования в популярных СМИ. Это уже в 2000 году заставило международное научное сообщество заменить его на более точный — ГЕО (в английской транскрипции GEO). Однако у нас он так и осталось ГМО.
Что же такое ГЕО-продукт?
Это продукт, в составе которого есть культуры с измененной генной структурой. Такие культуры и структуры изучает и внедряет, в частности, и селекция — наука о методах создания новых и улучшения уже существующих пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
Давайте вспомним, какие продукты относятся к тем, в которых использовалась генная инженерия (то есть ГЕО-продукты). Первое, что приходит на ум — это, например, грейпфрут и лайм. Да-да! Мы никогда не знали бы их оригинальных и тонких вкусов, если бы не та самая естественная генная инженерия. Но ведь это — тоже ГМО (точнее, GEO) - продукты.
Теперь об опасности
В главе «Риски, связанные с ГМ-продуктами питания», в статье «Генно-модифицированная пища» в Википедии читаем:
«Установить 100%-ную безопасность любых пищевых продуктов научно невозможно.
Генетически модифицированные продукты проходят подробные исследования, которые базируются на современных научных знаниях.
До сих пор не было зарегистрировано никаких сообщений о вредных эффектах от ГМ-продуктов питания.
Существует научный консенсус, что имеющиеся в настоящее время продукты питания, полученные из ГМ-культур, не представляют бОльшего риска для здоровья человека, чем обычные продукты питания, но каждый ГМ-продукт необходимо тестировать в каждом конкретном случае для его введения».
И ниже: «У присутствующих сегодня на рынке ГМ-продуктов не было обнаружено аллергических эффектов».
Это выводы FAO — продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, основной задачей которой является борьба с голодом на планете. Эта же организация занимается разработкой и контролем научных технологий генно-инженерного производства в области питания. И, к слову, девиз этой организации — «Fiat panis», что в переводе с латинского звучит как «Да будет хлеб».
Впрочем, сказать в ответ на заключение FAO «вы всё врёте!» никто запретить не может. Даже доктора.
Ход конем
Теперь вернемся к тому маркетинговому ходу, с которого начиналась статья.
Известно, что маркетингом и повышением уровня продаж занимаются миллионы людей. Они изучают и знают потребителя (то есть нас) и нашу психологию гораздо лучше, чем мы сами. При этом используются любые методы воздействия на наши чувства и сознание.
И вот появляется тренд — генная инженерия и продукты, которые она производит. Чтобы повернуть наше сознание в сторону страха перед неизвестным (тем более — у нас в России) много не нужно. Нужна лишь «завязка сюжета» о том, что генная инженерия и все, что с ней связано — может быть в каком-то плане опасна для здоровья. Только завязка!
Все остальное поп-СМИ делают сами. Дело остается за самым малым — появление на группе продуктов ярлыка «Продукт не содержит ГМО».
И вот оно — избавление от всех бед! И вот она — безопасность для здоровья! И вот оно — спасение! А, соответственно, и последующее чувство благодарности и желание распахнуть свои кошельки для «экологически чистого продукта».
Думая, что ушли из сетей «страшного ГМО» (а эти сети – только в нашей голове), мы попадаем в реальную сеть, продуманную и расставленную специально для того, чтобы освободить нас от «лишних» денег.
Какую «сеть» мы выбираем — зависит только от нас.
Изображение: Кино-театр.ру.